#Новости
20.04.2019

Музей и образование: инновационный подход в образовательной и просветительской деятельности

Посмотреть фотоотчет(11)


МУЗЕЙ - ЗАПОВЕДНИК «СУНДУКИ»: ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

«Музей способен дать человеку то, чего не могут обеспечить ни школа, ни книга, ни другие новейшие достижения цивилизации, - опыт личного соприкосновение с реальностью истории и культуры, опыт переживания времени через пространство, содержащее зримые, соразмерные человеку и человеком порожденные ценности».

                                                                                                                                                                                 М.Б.Гнедовский

    Природно-исторический музей – заповедник под открытым небом   «Сундуки» с начала основания ведёт образовательную деятельность. В течение восьми лет работают экспедиции, объединяющие детей, родителей, учителей города Красноярска, города Ачинска, города Минусинска, села Преображенка  Ачинского  района, детского  сада «Малышок», школы села  Июс Орджоникидзевского района и учёных из Новосибирска, Петербурга и Москвы. Окрепли межведомственные  связи Министерства просвещения РФ и  Министерство науки и высшего образования РФ. Педагоги - предметники  в экспедициях сотрудничают  с  учёными  Сибирской государственной геодезической академии города Новосибирска: Гиенко  Еленой, доцентом  кафедры астрономии, с  Алкиным Сергеем, кандидатом исторических наук и Паршиковым Сергеем, представителем  Экологического центра рационального освоения природных  ресурсов города Красноярска. Музей плодотворно сотрудничает  с Гапоновым Алексеем, председателем Президиума  Межрегиональной общественной организации в сфере изучения и популяризации космонавтики «Русское  космическое  общество», внёсшим предложение на заседании РКО  о материальной  поддержке образовательного проекта   «Жемчуг исканий»с Куликовой Натальей, директором Сибирского филиала АНО «Центр ноосферного здоровья» г. Москва, курирующей проведение российских здоровьесберегающих проектов для детей  в музее «Сундуки», с  Кашиным  Олегом,  сотрудником Новосибирского планетария, экскурсоводом, членом совета Новосибирского астрономического общества,  который обучает работе  с телескопом сотрудников  музея, а для туристов и жителей села проводит лекции и экскурсии  по  звёздному небу. Вышеперечисленные  люди и организации, которые они представляют, материально и информационно поддерживают образовательные  проекты, созданные и реализующиеся на базе музея-заповедника под открытым небом   «Сундуки».

    Задача музея не столько обучать, сколько «погрузить», помочь осмыслить явление или событие, сделать собственный выбор в пользу  индивидуальных способностей и возможностей, развивать творческую  культуру сознания через реализацию собственного  интереса в той или иной области, и,  конечно же,  музей под открытым небом дает  возможность черпать творческое вдохновения, созерцая красоту природного  мира. В природе действуют единые законы, которые по-разному проявляются на всех уровнях существования жизни. Человек проявляет их через свою деятельность, он способен увидеть и осознать всю красоту и совершенство построения  мира и себя,  как носителя этих законов. Каким видится человек  «природного» мира? Он наделён богатством структурно-функциональных связей с окружающим миром, дающим  ему возможность проявить свою сущность  во всём многообразии. Благодаря этому происходит совмещение  естественного (ноосферы) и искусственного миров (техносферы). Это  приводит  к совмещению культурологических структур в единое целое, музей становится институтом взросления человека как сознания во  времени и пространстве - в этом заключено непреходящее значение музея.  

    Образовательная среда музея, как часть социокультурного пространства, объединяя элементы образовательных систем, образовательный материал и субъектов образовательного процесса, несомненно,  является средством формирования культурного опыта личности. В образовательной  деятельности музея, как педагогического процесса, значительная роль принадлежит преподавателям, ставя перед ними три обязательных условия: уметь самому переживать эмоционально, то есть «оживлять»  время; знать историко-культурный аспект памятников; учитывать психологические особенности группы.  Первым педагогом  музея – заповедника «Сундуки» являлся востоковед, археолог, доктор исторических наук Ларичев Виталий Епифанович. В течение  трёх  лет он был примером бескорыстного  служения  науке  не только для педагогов, детей и родителей, проживающих в полевом лагере учёных, но и для посетителей  музея: он радовал их своим неспешным рассказом об открытии этих удивительных  мест на Севере Хакасии и более чем тридцатилетними исследованиями горной гряды  Сундуки[13].

    С 2011 года, со времени открытия музея, рядом с полевым лагерем учёных размещался спортивно-туристический лагерь экспедиции   проекта «Жемчуг Исканий», объединяющий детей родителей, учителей города Ачинска с целью приобщения к практическому  знанию естественно - научного и гуманитарного направлений. Проект явился победителем заочного тура  краевого профессионального  педагогического конкурса в номинации  «Со-бытие как современное средство организации учебно-воспитательной деятельности», и   начало его реализации стало формированием образовательного пространства музея-заповедника « Сундуки» (рис.1). В процессе сотрудничества участников экспедиции с учёными проводились изыскания с использованием различных научных методов, с которыми знакомились педагоги и ученики, активно участвуя в исследовательской работе: топографической съёмке, поиске и обнаружении  керамики и артефактов, характерных для той или  иной эпохи, в стилистическом и смысловом анализе  петроглифов, в реконструкции картины звёздного неба, движения Солнца и Луны по небесной сфере, которые наблюдались жрецами более трёх тысяч лет назад в те или иные астрономические календарно значимые дни, - знакомились с данными радиоуглеродного  анализа и взращивали понимание необходимости современных научных  методов для получения объективной информации, например, рентгенофлуоресцентного и спектрального анализа найденных культурных артефактов; убеждались в необходимости изучения не только  трудов  известных  учёных современности  и древних текстов, например, таких как Шатапатха –Брахмана[10], но  убеждались в необходимости  посредством соответствующих измерений и астрономических расчётов [программа REDSHIFT 3.0] проверять предположения астрономической значимости культовых памятников  древних культур юга  Сибири. Подростки уже  в экспедиции проникаются уважением к научным методам, способным определить не только химический состав изделия, но и понять, откуда привезено, то есть определить путь древней миграции: методы астрономической датировки по звёздам дают  точность(+/-60лет); на основании геодезической съемки можно  понять принципы и размещения искусственных сооружений, петроглифов[7]. После   летних практических  занятий под руководством  учёных группа подростков села  Июс, членов  клуба  «Эврика», получает  задание и самостоятельно ведёт наблюдения в течение года:    визуально наблюдать игру света  и тени при заходе  солнца   в районе горы Кинжал, где находится памятник тагарской  культуры - зимний календарь. Данные  отправляются учёным с предполагаемой гипотезой, а через год в летнем полевом лагере в течение двух недель  будет вестись   работа по анализу и синтезу самостоятельно полученных детьми  фактов.

    Для музейной образовательной среды важно понимание музейного пространства, которое трактуется как целенаправленная и научно обоснованная демонстрация объектов, которые организованы композиционно, снабжены комментарием и в итоге создают специфический образ природных и общественных явлений. Музейное пространство культурного наследия Хакасии – «Первый Сундук» является поликультурным объектом, функционировавшим в качестве сакрального места священнодействий на протяжении более двух тысяч лет,  с первой половины третьего тысячелетия до н. э., по V в. до н. э. За этот исторический период представители пяти культур Хакасии, сменили друг друга  на территории, которая включала в себя святилища горной гряды Сундуки [6]. Поликультурность данного объекта объясняется тем, что жрецам сменявших друг друга культур Хакасии, дополняли святилище своими присущими этим культурам сакральными сооружениями такими, как вал, огораживающий святилище, одиночные стелы-менгиры, каменные сооружения и выкладки для проведения священнодействий, рисунки на скалах – петроглифы. Внутренний смысл этих сооружений раскрывается только во взаимосвязи с их астрономическим и ритуальным содержанием, которое является естественнонаучным для современной цивилизации, а тысячелетия назад несло в себе сакральный, зачастую понятный только жрецам и зашифрованный для их соплеменников смысл[6]. Например, раскрытие смысла в сотворчестве с учёными развивает эмоциональную и мотивационную сферу каждого стремящегося к познанию ребёнка, подростка, юношу, взрослого. Таким образом, музей-заповедник «Сундуки» – является не только образовательным пространством для детей, но и для взрослых, в которых горит прометеев огонь,  пространством для семей, предпочитающих активный отдых в природных условиях с целью не только наслаждаться красотами природы, но и познавать. В практике музея-заповедника такими увлечёнными людьми являются педагоги общеобразовательных школ и центров дополнительного образования,  тренеры спортивных школ, врачи, которые  размещаются в лагере у подножия Первого  Сундука, ведут учебно-исследовательскую работу, готовя школьников к научно-практическим конференциям и интеллектуальным марафонам[12]. Учебные  исследования  становятся победителями и призёрами городских и районных  конкурсов: «Тайна лишайников» (Шемерёва Лиза,с. Июс), «Палеоастрономия Приенисейского края»(Катырева Тамара, г. Ачинск), «Как и о чём говорят камни» (Чугайнова Таисия, с. Преображенка ), «Тайна древнего петроглифа» (Жимулев Кирилл, г. Новосибирск), «Открывая тайны Сундуков» (Силиванова Дарья, с. Преображенка), «Принцип золотого  сечения в памятниках Юга Сибири» (Кузнецов Константин, г. Ачинск), «Заветная тропа»( Клокова Екатерина, с. Июс)», «Древняя обсерватория»( Радюк Артём, г.Ачинск) «Исследование  астрономической составляющей объектов горной гряды Сундуки» (Фатеев Вячеслав,г. Красноярск), «Хакасские  Сундуки - каменная гряда или обсерватория» (Вахромеев Михаил, г. Красноярск). Песчинка, попавшая в раковину, превращается в драгоценный камень благодаря внутреннему усилию, её «слезам». Таков закон природы. Так крупица знания, попавшая в благодатную среду, зажигает огонь познания и превращается  в вечный поиск истины. Так нанизываются драгоценные жемчужины опыта на нить  жизни и судьбы человечества и человека. В сострадании всему живому, в созвучии с миром природы, в сотворчестве, в содружестве, в сорадовании  рождается  сообщество сотрудников, посвятивших себя науке. Живой традицией в музее-заповеднике  стали экспедиции «Жемчуг исканий» и «Капли  жизни», организация и поддержание которых является  работой по созданию в естественно-природной среде, особой эмоционально-информационной среды сопричастности, любви ко всему живому и неживому,  как отражению  законов гармонии, созданию среды, где   дети и взрослые - родители и руководители учебных исследований объединяются на основе коллективного сотворчества в познании законов природы и человеческого общества[12]. Совместная деятельность сотрудников музея, педагогов, родителей направлена на создание условий для самоактуализации личности в процессе становления индивидуальности через созидание  собственного мира и его выражения в поступках, в словах, в  групповой исследовательской работе (рис.2). Пространство музея становится школой социализации «социокультурным  явлением», по словам Акулич Е.М.[1]. Соколова М.В. в диссертационном исследовании «Музейная педагогика как фактор формирования социального опыта учащихся» на многочисленных примерах показывает, во-первых, что музейная образовательная среда обладает серьезными социализирующими потенциалами, во-вторых, что главным фактором в формировании социокультурного опыта учащегося является способность музея научить мыслить логически и критически, более предметно и разнообразно, аргументировано[8]. Практическим доказательством выводов  В. Соколовой служат задачи  летних полевых лагерей в музее-заповеднике  «Сундуки»: развивать  ценностно-смысловую сферу сознания детей за счёт создания условий для изучения законов природы и человеческого общества;  развить (на основе интереса) стремление  к познанию, интеллектуальную природу ребёнка; совершенствовать исследовательские способности при работе с информацией; развивать коммуникативные способности, реализуя творческий потенциал в различных   областях знания: истории, археологии, астрономии, биологии, географии; осваивать  умения и навыки  дежурного по лагерю, кострового, помощника повара, координатора, фотографа.  Сотрудничество учёных, педагогов, детей - это совместные  усилия по накоплению знаний, по  превращению песчинок в жемчужины, эти усилия рождают нового человека-ребёнка, живущего в любви и гармонии с природой, стремящегося к познанию жизни и умеющего жить полной, насыщенной интересом жизнью (рис.3). Жизнь спортивно-туристического лагеря – это и песни  у костра, и созерцание  ночного неба, и стихотворения,  и этюдные наброски живописных мест горной гряды Сундуки. Это то, что делает жизнь живой, наполняет смыслом и творческим вдохновением. Работа  экспедиций в течение четырех лет отражена  в Контакте в группе «В Хакасии  у подножия горной гряды  Сундуки», группа создана и поддерживается участниками  экспедиций[14].

С 2017года музей сотрудничает с преподавателями Сибирского филиала АНО «Центр ноосферного здоровья» (г. Москва), которые владеют  природосообразной REAL-методикой  Масловой Натальи,  доктора психологических наук, кандидата исторических наук. Данная методика говорит на одном языке с природой. Суть её заключается в том, чтобы  давать информацию  не только в форме логических построений, а обращаться к личностному опыту каждого ученика, соединять новую информацию с запоминающимся образом, включая  звук, вкус, тактильные ощущения. Образная приём-передача информации легко переходит в долговременную  память, вписывается в существующую систему  образов памяти и используется как активное знание. Это путь сближения теории с практикой. В результате обе половины мозга активизируются, обеспечивая идеальную работу структур мозга, формируя целостное мышление[5]. Именно музей-заповедник «Сундуки» является той благодатной средой, где эффективно  используется методика ноосферного образования (рис.4).

        Клуб «Эврика», созданный на базе  музея-заповедника Сундуки, ведёт образовательную и просветительскую  деятельность в Орджоникидзевском и Ширинском  районах республики  Хакасия, например,  ко Дню Единения  проведено занятие «Закон  Всеединства на Земле», к празднику Зимнего  Солнцестояния   - «Космические  часы», ко Дню Защиты детей - "Большое  космическое  путешествие». Для посетителей  музея  организуется участие во всероссийских проектах и  международных творческих конкурсах: «Здоровая улыбка», «Космос глазами сердца», «Мир глазами детей», «Планеты Солнечной  системы» (рис.5,8), «От капли  к океану», «Одуванчики - дети солнца», проводятся мастер-классы по росписи  камней очертаниями созвездий (рис.9). На таких занятиях задействованы все виды восприятия информации, которые активизируют «гены счастья»[5]. В результате получается «тройственный союз»: психологический комфорт, знание, здоровье. Создаются условия для восприятия информации в режиме золотых пропорций – обязательных параметров гармонии здоровья тела – духа – души – мозга. Мозг наиболее оптимально работает в ритме с резонансной частотой Шумана – это оптимальные вибрации жизни на планете, которые возникают при восходе Солнца, таким образом, мероприятия с участием детей в музее - заповеднике Сундуки проводятся  с использованием природосообразных технологий, которые позволяют развить в детях природное мировоззрение, способствуют  развитию экологического сознания. В клубе  «Эврика» жители  села  Июс:  и дети,  и родители имеют возможность заниматься по трём программам: «Амальгама», «Гномон», «Удивительная астрономия», которые  направлены на подготовку волонтёров – экскурсоводов, на постижение азов астроархеологии и календаристики, на развитие  интереса к звёздному небу. Телескоп, лазерная указка, бинокли, карты звёздного неба, специализированная программа  Stellarium  позволяют сделать занятия увлекательными  (рис.6). Программа «Гномон» готовит юных астроархеологов и календаристов, полевые исследования проводятся  в течение всего года, данные  обрабатываются и отправляются  учёным в Петербург и Новосибирск. Волонтёры  музея, работая в программе «Амальгама», готовят и проводят виртуальные экскурсии  в школах и детских  садах   сёл Хакасии: Марчелгаш, Топаново, Целинный, Новомарьясово, Чёрное  озеро (рис.7), Кобяково. Выездные  занятия клуба  «Эврика» по Орджоникидзевскому и Ширинскому  районам, приносят  множество удивительных открытий не только в области краеведения, но и в постижении основ исследовательской деятельности. Ребята прослеживают связь человека со всеми природными стихиями, выясняют, что здоровье людей напрямую зависит от его единства с миром природных стихий, учатся созерцанию красоты в окружающем пространстве и бережному отношению к нему (рис.7). Младшие школьники осваивают практику оздоровления через огонь, воду, землю, воздух, получают домашнее задание на её закрепление. Средняя школа  работает  в  проекте «Жемчуг Исканий». Ребята старшей школы после недолгой  беседы о смысле  музейной работы и особенностях природно-исторического музея  под открытым небом отправляются в виртуальную экскурсию «Заветною тропою». Как и положено, экскурсанты восхищаются, удивляясь, задают вопросы о небесных светилах и цели обрядов, совершаемых в определённых местах[2]. Особый интерес вызвают петроглифы  в северном проёме первого  каньона Первого  Сундука: «танцующие человечки»- разновременная петроглифическая композиция с тремя стилистическими слоями: один (XIII-IXвв. до н. э.),   два разновременных тагарских (VIII-IIIвв. до н. э.)[3].  В связи с вопросом  наглядно демонстрируется действо  устроителей святилищ древних культур, что вызывает безусловную радость от приобщения к тайнам древнего обряда. Виртуальные  экскурсии пробуждают в слушателях стремление к познанию удивительного и непознанного, становятся  прикосновением к тайнам Бытия.  Михаил Борисович Гнедовский–ведущий аналитик Московского центра музейного развития, раскрывая теоретические и прикладные аспекты коммуникационного подхода в музееведении, утверждал  о необходимости   опыта  «проживания  времени  через пространство, содержащее  соразмерные  человеку и человеком порожденные ценности»[4]. Музей - заповедник  «Сундуки»  под открытым небом даёт возможность не только  информационно погрузить детей в идею жреческого служения Земле, зародившегося  около четырёх тысячелетий назад[9], но и  пройти тропой жрецов  вслед за светилами: Солнцем и Луной, соприкоснуться с преемственностью  культур при смене эпох,  а возможность  копировать петроглифы и расшифровать их погружает в  пространство далёких времён, делает  участником далёких событий и лет. И тогда  современная жизнь приобретает большую  ценность, тогда маяком становится живая жизнь, наполненная любовью к родной Земле.

     Ещё в начале 20 века юрист-философ  П.И. Новгородцев отметил, что  « время от времени понятия должны  переворачиваться, чтобы  могла начаться  новая жизнь»[11].  Человечество подошло к такому рубежу своего развития, что необходим коренной переворот взглядов,  идей, концепций на общество и природу. Требуется новое видение мира и  человека в нём. Каков же человек будущего? Насколько органично  войдёт человек в природные иерархические структуры, чтобы, приняв образ естественно-природного, вместе с тем не потерять своё наработанное искусственно-техническое? Вопросы-вопросы. Каков  ответ? Каким мы хотим  вырастить нового человека?

        Ответ на эти  вопросы дают  педагоги-новаторы, работающие ради будущего поколения в пространстве музея-заповедника  Сундуки: Малеев  Олег, Лукьянова Елена, Карелина Любовь, Кузнецова Лариса, Лысяков Александр, Кулакова Зоя, Мясникова  Любовь, Рудаков  Евгений, Логванова Оксана, Козлова Анна, Малеева Алёна,- за что им поклон и особая благодарность.

              Н.В.Радюк, педагог МБОУ «Июсская средняя общеобразовательная школа», экскурсовод  музея-заповедника  МБУК«Сундуки»,

Н.В.Попова, учитель начальных классов «Русской школы» г. Минусинска

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1.Акулич Е.М. Музей как социальный институт//2-е изд., доп. и испр. - Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2009. – С.57–86.

2.Берёзкин Ю.Е. Рождение звёздного  неба: представления о ночных светилах в исторической динамике. СПб., 2017. – 316с.

3. Готлиб А.И. Горные архитектурно-фортификационные сооружения окуневской эпохи в Хакасии // Окуневский сборник. Культура и еѐ окружение. СПб.: Петро-Риф, 1997. – С.134–151.

4.Культурно-просветительная и образовательная деятельность, распространение опыта музейной педагогики.  Концепция развития музейного дела в Российской Федерации на период до 2030 года (Проект). –М., 2016. – С 22.

5.Маслова Н.В. Ноосферное образование. Как превратить обучение в естественное познание мира. Методическое пособие для учителя. Москва: Концептуал, 2017. – С.19 – 41.

6.Ларичев В.Е., Гиенко Е.Г., Паршиков С.А. Звёздная  астрономия святилищ бронзового века Северной  Хакасии//Archaeoastronomy and  Ancient Technoiogies.2015.-№3(1). – С.42 – 64.

7.Поляков А.В., Святко С.В. Радиоуглеродное датирование археологических памятников неолита – начала железного века Среднего Енисея: обзор результатов и новые данные // Теория и практика археологических исследований. Вып. 5. Барнаул: Азбука, 2009.

8.Соколова М.В. Музейная педагогика как фактор формирования социального опыта учащихся. Ярославль, 2000. – С.31 – 51.

9.«Сундуки» – великий сакральный центр Северной Хакасии. «История и культура востока Азии». «Астроархеология –  естественно-научный инструмент познания протонаук и астральных религий жречества древних  культур Хакасии» В.Е.Ларичев, Е.Г. Гиенко, С.А.Паршиков. – Красноярск,2009. – С.73 – 92.

10.Шатапатха-Брахмана. Книга XI//Труды  института  Восточных  культур и античности. Выпуск XLVI.Перевод, вступительная статья Романова.М.,2014.-205с.

11.Об общественном идеале. Вып. 1. — 2-е изд. — Киев: Летопись, 1919 — 243 с. — (Введение в философию права П. Новгородцева; 3).

12.Официальный сайт МБУК музей–заповедник «Сундуки»[Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://sunduki19.ru /,свободный (09.01.2019).

13.Научный сайт  Музей – заповедник «Сундуки»[Электронный ресурс]. –  Режим доступа: http://museumsunduki.ru/muzej-zapovednik/novosti/, свободный (08.01.2019).

14.Группа в  Контакте «В  Хакасии  у подножия горной гряды  Сундуки»[Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://vk.com/club94399070/, свободный (09.01.2019).