Эссе
Вселенная - это
иерархическая саморегулирующаяся система бесконечной сложности с большим числом
прямых и обратных, положительных и отрицательных, линейных и нелинейных связей.
Последние достижения кибернетики утверждают, что любая саморегулирующаяся система,
при определённой степени сложности,
становится саморазвивающейся, самообучающейся, самопроизводящейся и далее
- живой и разумной.
Человечество считает эти выводы истинными, а результаты достаточно
убедительными, чтобы вкладывать миллионы в разработку, например, искусственного
интеллекта.
Но если это так, если всю сумму научного
знания можно считать истинной, то можно утверждать, что с позиции развиваемой
картины мира Вселенная есть разумное
вещество, а человечество – это отображение Жизни и Разума Вселенной. С этой
позиции существование человечества без Сознания своих глубинных связей со всей Вселенной и
себя как неотделимого от планеты
его совокупного Разума, неминуемо приведёт к гибели, к самоуничтожению. Так
любая форма отчуждения человечества от
Единой Жизни или его внутренняя разобщённость
эквивалентны психическому заболеванию планеты, способному вызвать
катаклизмы геологического и даже космического
масштаба, не говоря уже о социальных и биологических.
Каждый носитель
активно познающего Разума есть отображение живой Вселенной и бесконечно ценен для Вселенной как
накопитель и носитель уникального индивидуального опыта.
В общественном сознании прочно закрепилось представление о
человеке как социосуществе, достигшем
его высочайшего развития. Это был как бы
детский период развития человечества, когда оно не ведает, что творит, но наступила зрелость и осознание пройденного
пути страшного по экологическим и нравственным
последствиям. В эволюции взаимоотношений
Человека и Природы всегда существовало противоборство.
Постепенно от защиты
от агрессивных проявлений среды человек перешёл к атакующим действиям по преобразованию природы, а затем и
к её защите от…самого себя. Человек начинал
шаг за шагом разрушил биосферу, превращаясь, по словам Н.Фёдорова, в
праздного пассажира, паразита и захребетника природы. В настоящее время для человека характерно уничтожение естественной биосферы и построение на этой основе
искусственной биосферы (техносферы).
Каков же человек
будущего? Насколько органично войдёт
человек в природные иерархические структуры, чтобы, приняв образ естественно-природного,
вместе с тем не потерять своё наработанное искусственно-техническое? Ещё в
начале 20 века юрист-философ П.И.
Новгородцев отметил, что « время от времени
понятия должны переворачиваться,
чтобы могла начаться новая жизнь». Человечество подошло к такому рубежу своего
развития, что необходим коренной переворот взглядов, идей, концепций на общество и природу. Требуется
новое видение мира и человека в нём.
Оно подготовлено выдающимися
представителями русской художественной
культуры. Достаточно вспомнить
художественно - футорологические прозрения А. Пушкина, Ф. Тютчева,М.
Лермонтова, Ф.Достоевского, Л.Толстого, В. Брюсова, М. Горького, В. Хлебникова,
С. Есенина, А. Платонова, Е.Замятина, Н. Заболоцкого …- все они подготавливали
приход иных времён, с иными представлениями о человеке, его назначении. Художественная
мысль органически сплеталась с философскими,
философско-религиозными и научно-технологическими размышлениями о будущем человечества в трудах
К.Циолковского, В. Вернадского, А. Чижевского, А. Богданова, Н. Бердяева, П.
Флоренского, Е. Рерих, А. Лосева, И. Ефремова.
С точки зрения экологических проблем
исследовалось С. Г. Семёновой, Э.В. Гирусовым, В.П. Казначеевым
понятие «автотрофное человечество», введённое
Вернадским, человечество, где общество и природа рассматриваются в живом единстве с
бесконечным космосом.
Каков новый человек:
Черты нового видения человека:
Например, один из законов - это Закон Синтеза:
вселенная – плод творения единого источника, который в религии
называется Богом, а в науке может быть назван единым энергоинформационным
началом Вселенной; или например,
Закон Притяжения и Отталкивания (Двойственности): именно силы притяжения в природе сохраняют
равновесие и поддерживают сохранность
жизни, силы притяжения на атомном уровне
поддерживают цельность ядра. Двойственность прослеживается повсюду: мужчина и женщина,
право и лево, соединение и распад, порядок и хаос, жизнь и смерть, но эта двойственность
находится в равновесии. И
ещё один закон, Закон Экономии или Закон
Активности: активность подразумевает движение, изменение, развитие. Вселенная
постоянно движется, главным видом
движения является вращение, которое более устойчиво в пространстве и времени. Каждый
элемент вращается вокруг своего центра и
участвует во вращении вокруг цента структурного элемента более высокой
организации, малое служит частью большего.
Эволюция отображена в виде спирали…и.т.д.
В природе действуют единые законы, которые
по-разному проявляются на всех уровнях существования жизни, и человек проявляет
их через свою деятельность, он способен увидеть и осознать всю красоту и
совершенство построения мира и себя как
носителя этих законов, человек способен синтезировать, соединять различные области познания воедино. Мир не
знает деления на физику, химию, литературу, географию, музыку, религию. Мир - это
единый организм. Мир - это грандиозная и потрясающая душу и сознание симфония
бытия. Новый человек, живущий в гармонии с окружающим миром, способен её воспринять. И когда это произойдёт, станет
понятна, идущая через столетия истина:
Человека, живущего в любви и гармонии с Природой, она берёт под свою защиту, а так как Человек вписывается в гомеостаз Вселенной:
он обладает качествами: ответственности, непримиримости и всепрощения, всепостижения
и ненасилия, ощущает радость, проистекающую из мудрости, любовь и единство. Проект
«Жемчуг Исканий» в форме СО-БЫТИЯ- это
пятидневная экспедиция родителей, детей,
учителей , в основе подготовки и проведения которой лежат представленные мировоззренческие взгляды на Человека, его предназначение и роль во Вселенной.
Функция человека на Земле одна: развивать свою духовную
природу в рамках нравственности. Если
духовность трактуется как стремление к познанию, интеллектуальная природа Человека,
то нравственность - (так хочется верить) это
вечные качества, непереходящие
ценности, лучшие наработки человечества
в процессе набора опыта
одухотворения материи, в процессе
познания и постижения себя в
качестве неотъемлемой частицы Вселенной.
Родилось
представленное «природное» понимание из
личного опыта педагога: акцент делался на созвучии с миром природы.Ребята,
воспитанные в такой традиции, живут интересной и насыщенной жизнью, реализуются
и успешны, но передо мной стоит и другая другая задача: воспитать служителей эволюции с большой буквы, воспитать человека с мировоззрением, способным примирять пары противоположностей,
осознавать единство всего живого на
земле, трудиться во благо и на благо, занимаясь наукой, наукой нового времени.