Эссе . Приглашение к участию в проекте для детей

Детям

Эссе

Вселенная - это иерархическая саморегулирующаяся система бесконечной сложности с большим числом прямых и обратных, положительных и отрицательных, линейных и нелинейных связей. Последние достижения кибернетики утверждают, что любая саморегулирующаяся система, при определённой  степени сложности, становится саморазвивающейся, самообучающейся, самопроизводящейся и далее - живой и разумной.

Человечество считает эти  выводы истинными, а результаты достаточно убедительными, чтобы вкладывать миллионы в разработку, например, искусственного интеллекта.

Но если это так, если всю сумму научного знания можно считать истинной, то можно утверждать, что с позиции развиваемой картины мира Вселенная  есть разумное вещество, а человечество – это отображение Жизни и Разума Вселенной. С этой позиции  существование человечества  без Сознания своих глубинных  связей со всей  Вселенной и  себя как неотделимого  от планеты его совокупного Разума, неминуемо приведёт к гибели, к самоуничтожению. Так любая форма  отчуждения человечества от Единой Жизни или его внутренняя разобщённость  эквивалентны психическому заболеванию планеты, способному вызвать катаклизмы геологического и даже космического  масштаба, не говоря уже о социальных и биологических.

Каждый носитель активно познающего Разума есть отображение живой  Вселенной  и бесконечно ценен для Вселенной как накопитель и носитель уникального индивидуального  опыта.

 В общественном сознании  прочно закрепилось представление о человеке  как социосуществе, достигшем его высочайшего  развития. Это был как бы детский период развития человечества, когда оно не ведает, что творит, но  наступила зрелость и осознание пройденного пути  страшного по экологическим и нравственным последствиям. В  эволюции взаимоотношений Человека и Природы всегда существовало противоборство.

Постепенно от защиты от агрессивных проявлений среды человек перешёл к атакующим  действиям по преобразованию природы, а затем и к её защите от…самого себя. Человек начинал  шаг за шагом разрушил биосферу, превращаясь, по словам Н.Фёдорова, в праздного пассажира, паразита и захребетника природы. В настоящее время  для человека характерно уничтожение естественной  биосферы и построение на этой основе искусственной биосферы (техносферы).

Каков же человек будущего? Насколько органично  войдёт человек в природные иерархические структуры, чтобы, приняв образ естественно-природного, вместе с тем не потерять своё наработанное искусственно-техническое? Ещё в начале 20 века юрист-философ  П.И. Новгородцев отметил, что  « время от времени понятия должны  переворачиваться, чтобы  могла начаться  новая жизнь».  Человечество подошло к такому рубежу своего развития, что необходим коренной переворот взглядов,  идей, концепций на общество и природу. Требуется новое видение мира и  человека в нём.

Оно подготовлено выдающимися представителями  русской художественной культуры. Достаточно вспомнить  художественно - футорологические прозрения А. Пушкина, Ф. Тютчева,М. Лермонтова, Ф.Достоевского, Л.Толстого, В. Брюсова, М. Горького, В. Хлебникова, С. Есенина, А. Платонова, Е.Замятина, Н. Заболоцкого …- все они подготавливали приход иных времён, с иными представлениями о человеке, его назначении. Художественная мысль органически  сплеталась с философскими, философско-религиозными и научно-технологическими размышлениями  о будущем человечества в трудах К.Циолковского, В. Вернадского, А. Чижевского, А. Богданова, Н. Бердяева, П. Флоренского,  Е. Рерих, А. Лосева, И. Ефремова. С точки зрения экологических проблем  исследовалось С. Г. Семёновой, Э.В. Гирусовым, В.П. Казначеевым понятие  «автотрофное человечество», введённое Вернадским, человечество, где общество и природа  рассматриваются в живом единстве с бесконечным космосом.

Каков новый человек:

  1. Наделён богатством структурно-функциональных связей с окружающим миром, дающим  ему возможность проявить свою сущность  во всём многообразии. Благодаря этому произойдёт совмещение  естественного (биосфера) и искусственного миров (техносфера и ноосфера) и приведёт  к совмещению культурологических структур в единое целое, станет вопрос о планетарной общечеловеческой культуре, одним из  важнейших элементов  которой является  создание сферы единого научного знания.
  2.  Во взаимоотношениях с окружающим миром руководствуется принципом самодостаточности. Имеет интегральное видение всего круга проблем человеческой культуры  через призму  эффективности (оптимальности). Всё это потребует от  человека организованности и поиска  смыслообразующих потребностей.
  3. Выстраивает  свой биофизический и духовный мир по законам естественности. Естестественно-природная и естественно-социальная красота должна стать  основанием для проектных и конструкторских разработок человека.

Черты нового видения человека:

  1. Он убеждён в том, что естественная  биосфера также важна для его функционирования и развития, как и искусственная  биосфера (техносфера и ноосфера)
  2. Он ставит задачи по созданию социальных технологий, не уступающих по своей эффективности природным,  биологическим.
  3. Он обретает чувство любви ко всему живому и неживому  как отражению  законов гармонии мирозданья.

 Например, один из законов - это Закон Синтеза: вселенная – плод творения единого источника, который в религии называется Богом, а в науке может быть назван единым энергоинформационным началом  Вселенной; или например, Закон Притяжения и Отталкивания (Двойственности): именно  силы притяжения в природе сохраняют равновесие и поддерживают  сохранность жизни, силы притяжения на  атомном уровне поддерживают цельность ядра. Двойственность прослеживается повсюду: мужчина и женщина, право и лево, соединение и распад, порядок и хаос, жизнь и смерть, но эта двойственность находится в равновесии.          И ещё один закон,  Закон Экономии или Закон Активности: активность подразумевает движение, изменение, развитие. Вселенная постоянно  движется, главным видом движения является вращение, которое более устойчиво в пространстве и времени. Каждый элемент вращается  вокруг своего центра и участвует во вращении вокруг цента структурного элемента более высокой организации, малое служит  частью большего. Эволюция отображена в виде спирали…и.т.д.

 В природе действуют единые законы, которые по-разному проявляются на всех уровнях существования жизни, и человек проявляет их через свою деятельность, он способен увидеть и осознать всю красоту и совершенство построения  мира и себя как носителя этих законов, человек способен синтезировать, соединять  различные области познания воедино. Мир не знает деления на физику, химию, литературу, географию, музыку, религию. Мир - это единый организм. Мир - это грандиозная и потрясающая душу и сознание симфония бытия. Новый человек, живущий в гармонии с окружающим миром, способен её  воспринять. И когда это произойдёт, станет понятна, идущая через столетия  истина: Человека, живущего в любви и гармонии с Природой, она берёт под свою защиту, а  так как Человек вписывается в гомеостаз Вселенной: он обладает качествами: ответственности, непримиримости и всепрощения, всепостижения и ненасилия, ощущает радость, проистекающую из мудрости, любовь и единство. Проект «Жемчуг  Исканий» в форме СО-БЫТИЯ- это пятидневная  экспедиция родителей, детей, учителей , в основе  подготовки и  проведения которой  лежат представленные  мировоззренческие взгляды на Человека,  его предназначение и роль во Вселенной.

 Функция человека  на Земле одна: развивать свою духовную природу в рамках нравственности.             Если духовность трактуется как стремление к познанию, интеллектуальная природа Человека, то нравственность - (так хочется верить) это  вечные    качества, непереходящие ценности,  лучшие наработки  человечества   в процессе набора  опыта одухотворения  материи, в процессе познания и постижения себя  в качестве  неотъемлемой частицы  Вселенной.

Родилось  представленное «природное» понимание из личного опыта педагога: акцент делался на созвучии с миром природы.Ребята, воспитанные в такой традиции, живут интересной и насыщенной жизнью, реализуются и успешны, но передо мной стоит и другая  другая задача: воспитать служителей  эволюции с большой  буквы, воспитать  человека с мировоззрением,  способным примирять пары противоположностей, осознавать  единство всего живого на земле, трудиться во благо и на благо, занимаясь наукой, наукой нового времени.

 Радюк Наталия, председатель Русского Космического Общества Хакасии